По благословению настоятеля храма, более ста человек прихожан нашего храма совершили паломничество в Оптину пустынь. Многие впервые попали в это святое место. А те, кто уже побывали здесь, словно заново открыли его для себя.
Погода способствовала тому, чтобы дорога в монастырь не была утомительной. По приезде, разместившись, кто в доме паломника, кто в близь лежащих гостиницах, мы отправились на молебен с акафистом прп. Амвросию Оптинскому, чтобы получить благословение на пребывание в монастыре.
После молебна началась экскурсия по монастырю. Рассказ об истории возникновения Оптиной пустыни, о строительстве храмов, о святых людях, здесь подвизавшихся, который мы услышали от отца Каллиника, насельника монастыря, запомнился от первого до последнего слова. Явное действие промысла Божия в возникновении и становлении святой обители — оставило в душе неизгладимое впечатление.
Вот некоторые факты, услышанные нами.
Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных.
Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей. Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, Оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.
Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.
Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. «Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т. д». (Из Истории Российской Иерархии). Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.
Отец Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличившихся от того средств, занялся и материальным устройством обители, при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Отец Авраамий был назначен позднее игуменом.
Шли годы. Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека.
Восполнив таким образом главнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножая богатства его обители. И Бог подавал благословение на его труды.
И еще запомнилось одно чудо. За 20 лет в обители были построены три храма: каменный на месте деревянного Введение во Храм пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы Божией Матери, храм Казанской иконы Божией Матери.
Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников их Рославльских лесов — Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.
Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев. Нам известны имена старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; +1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; +1860), схиархимандрит Моисей (+1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; +1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; +1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; +1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; +1894), иеромонах Анатолий (Потапов; +1922), иеромонах Нектарий (+1928).
Их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года).
Молитвы их и еще многих Боголюбивых монахов, подвизавшихся и подвизающихся в монастыре, исполняют эту землю Благодатью Божией.
После экскурсии не чувствуется усталости. Через час вечернее богослужение. Многие наши паломники готовились ко Причастию.
На следующее утро братский молебен с полуночницей во Введенском храме и божественная литургия в Казанском. Дети рады необыкновенно большим просфорам. Еще раз прикладываемся к мощам Оптинских старцев, кланяемся святым могилам убиенных на Пасху в 1993 братьев — иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). Записочки о здравии и упокоении, быстрый завтрак. И вот мы уже шагаем по лесу к келье преподобного Амвросия, в Иоанно‐Предтеченский скит. Небольшими группами, с молитвой заходим в домик. Отец Каллиник, наш экскурсовод рассказывает: «Вот,так называемая, женская половина (узнаете ее описание в романе Достоевского Братья Карамазовы?), вот комната для приема гостей — в ней бывали и царственные особы и писатели, вот и келья прп. Амвросия — простая кровать, иконы, личные вещи преподобного. Старец болел, лежал и очень страдал. Когда доктор говорил о его здоровье, то замечал: если бы речь шла о простом человеке, я не дал бы ему жизни больше часа». А преподобный так провел многие годы, при этом принимал и помогал в духовных нуждах многим людям. Хочется задержаться здесь, но уже ждут своей очереди другие группы. И нам пора собираться в обратный путь. Часть наших паломников на обратном пути сподобилась побывать в Калужской Свято‐Тихоновой пустыни и поклониться мощам преподобного Тихона Медынского, почивающим под спудом храма.
Оптина Пустынь провожала нас проливным дождем, омывающим и оживляющим всю природу, как Божия благодать святых мест омывает и животворит наши души.
14 июня 2018 г.
Фотоальбом «Паломничество в Оптину Пустынь» 2018 г.