200 с лишним лет назад в 1807 г. на Смоленской дороге в селе Окулово (ныне Акулово — окраина г. Одинцово) был выстроен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Никогда не закрывавшийся храм — свидетель необыкновенной милости Божией от самого своего устроения до наших дней.
Впервые деревня «Окулово на пруде» упоминается в первой четверти XVII века. В 1627 г. эта деревня принадлежала Андрею Ивановичу Загряжскому. В ней был один двор, в котором жили «приказчик и два человека деловых». А в 1646 г. Акуловым владел Алексей Иванович Сабуров. К этому времени в деревне уже «двор вотчинников и четыре двора крестьянских, в них шесть человек».
В 1670 г. деревню Акулово купил Александр Севастианович Хитрово — думный дворянин, стольник царя Алексея Михайловича. Он принадлежал к знатному роду, ведущему свое начало с ХIV века, служил при дворе, часто сопровождал царя на богомолья в Троице‐Сергиеву Лавру и Саввино‐Сторожевскую обитель. В 1676 г. Хитрово завершает в Акулове строительство деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, что дает уже селу еще одно название — Покровское‐Акулово. Продолжая служить при дворе, Александр Севастианович в 1678 г. покупает д. Яскино близ Акулово. После смерти А. С. Хитрово 28 августа 1686 г. селом стал владеть его сын Федор.
В 1692 г. с. Акулово было отписано в дворцовое ведомство и передано во владение «в девичий монастырь Пречистыя Богородицы Страстныя», основанный в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем. Главной благодетельницей монастыря была Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I), которая воспитывалась в доме А. С. Матвеева, владельца с. Одинцово. Однако уже в 1693 г. игуменья монастыря Юлия Челишева «уступает по променной записке» Акулово сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, который продает село своему родному брату Дмитрию.
С 1719 г. с. Акулово перешло во владение князьям Долгоруковым. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в это время был приписан к Московской Духовной Консистории, а в 1790 г. передан в ведомство Звенигородского Духовного Правления.
Варвара Петровна Шереметева 1791 г. — важная дата в истории храма. Князь Василий Васильевич Долгоруков продал с. Акулово и с. Лукино графине Варваре Петровне Разумовской (урожденной Шереметевой). Ее дед, первый русский граф, фельдмаршал, сподвижник Петра I Борис Петрович, был назван А. С. Пушкиным «благородным». Отец Варвары Петровны, граф Петр Борисович Шереметев, является создателем всемирно известной усадьбы Кусково. А мать — княгиня Варвара Алексеевна Черкасская была единственной наследницей огромного состояния государственного канцлера Алексея Михайловича Черкасского.
Графиня Варвара Петровна была самой богатой невестой в России второй половины XVIII века, однако, ее брак с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, от которого родилось 4 детей, счастливым назвать нельзя. Они были очень разными — глубоко верующая Варвара Петровна и вольнодумец, вольтерианец, Алексей Кириллович. Вскоре после рождения четвертого ребенка, в 1784 г., Варвара Петровна была вынуждена покинуть детей и выехать из дома Разумовского. Графиня поселилась в доме на Маросейке, где находился приход храма Спаса Преображения в Глинищах, отказалась от светской жизни. Она принимает у себя только детей и брата Николая Петровича Шереметева (создатель усадьбы Останкино и Странноприимного дома), в котором находила свою единственную опору. Отныне ее отрадой становится село Акулово. Все теплое время года графиня Разумовская проводила в своей усадьбе. Все мысли и чаяния Варвары Петровны были направлены на обустройство храма. При ней богослужения совершались почти ежедневно, причем не только в летнее, но и в зимнее время, так как храм был теплый. Настоятелем храма тогда служил о. Кондрат Михайлов. В архиве сохранились прошения Варвары Петровны о назначении в храм пономаря, причем выбранного самою графиней.
В 1795 г. настоятелем Покровской церкви служил о. Федор Иванов, дьячком — Василий Иванов, а пономарем — Иван Яковлев. В ревизских сказках 1795 г. храм значился как одноприходный, а в с. Акулово было «46 дворов, 186 душ мужска и 193 души женска пола». К концу XVIII века храм, построенный А. С. Хитрово в 1676 г., уже требовал ремонта. Поэтому графиня Варвара Петровна подала прошение Преосвященному Серапиону, епископу Дмитровскому, викарию Московскому: «…имею я в вотчине моей, селе Покровском, Акулове тож, церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянного здания, на которой крыша и глава примечаются приходящими в ветхость, да также окошки и в ней иконостас требуют поправления… По удобному ныне наступающему летнему времени, намерение имею я починкою поправить, а также кровлю и другие места выкрасить». 3 июня 1801 г. был получен указ о дозволении ремонта. Однако в 1807 г. «тщанием» Варвары Петровны Разумовской в Акулове была сооружена каменная церковь с двумя приделами — Казанской Божией Матери и Святителя Николая, сохранившаяся до наших дней. На месте старого храма поставили часовню с колодцем. Позже часовня была разрушена, а хранившийся в ней резной деревянный крест перенесли в храм, где он находится и поныне. Одновременно начал строиться каменный дом причта.
Во время войны с Наполеоном в 1812 г. храм претерпел большой урон. Сведения о разрушениях до нас дошли из «Ведомости состояния церкви, причта и прихода», составленной благочинным, священником Петром Матвеевым. Приход храма накануне войны был довольно большим. В него, кроме с. Акулово, входили сельцо Федькино, деревни Ликово и Братки. Приходских дворов насчитывалось 52. После Наполеона целыми остались только два, а «прочие сожжены все». В самом храме «престолы и жертвенники из мест своих ископаны и сокрушены, а одежды похищены». Сильно было повреждено убранство храма — разломаны иконостасы, расколоты местные образа, а иконы с венцами похищены. Была украдена храмовая икона Покрова Богородицы в серебряной ризе. Паникадило, лампады и подсвечники — похищены или разломаны. Кроме того, была разграблена вся ризница, церковные книги и около 100 рублей медью и серебром.
Варвара Петровна Разумовская (Шереметева) Спасены были только отданные на хранение графине Варваре Петровне антиминсы, серебряная утварь, сосуды, кадило, крест, дароносица, ковчег и серебряный ковшичек. Уцелела икона Казанской Божией Матери и образ Спасителя.
После войны с. Акулово начинает отстраиваться. В нем 28 крестьянских дворов, 79 душ мужского и 87 женского пола. 15 декабря 1814 г. Преосвященный Августин, архиепископ Дмитровский рукоположил во иерея Платона Ивановича Потемкина и назначил его служить в Акуловский храм. 4 мая 1815 г. по желанию прихожан Яскинская церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была приписана к Акуловской Покровской церкви. В 1818 г. к «издавно положенному» штату Покровской церкви был прибавлен диакон.
Стараниями Варвары Петровны церковь постепенно восстанавливается. Графиня проявляла заботу и о будущем храма. В 1818 г. она пожертвовала 15 тысяч рублей на вечное содержание священно и церковнослужителей Покровской церкви и подарила храму икону Казанской Божией Матери византийского письма, на обратной стороне которой была сделана надпись «из рода Шереметьевых… в церковь Покровскую, села Акулово». Эта икона была особо чтимой в приходе. Старожилы в конце ХIХ века говорили, что этот образ Божией Матери сопровождал графов Шереметьевых во всех военных походах.
Как уже упоминалось, одновременно с Акуловым графиня Разумовская купила с. Лукино (ныне Переделкино). В нем вместо деревянного храма она строит каменную церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами — во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Святой Великомученицы Варвары, которая была освящена в 1821 г.
В. П. Разумовская умерла 27 мая 1824 г. и похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых — в Знаменской церкви Новоспасского монастыря. Смерть графини явила миру правду ее жизни — жизни непритязательной и полной аскетизма. Достаточно сказать, что посуду для поминок по ней пришлось собирать по соседним домам.
Новой владелицей села в 1850 г. стала Екатерина Александровна Тимашева. Тогда в приход Акуловской церкви входило 64 двора с 282 душами мужского и 283 женского пола.
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) 4 сентября 1848 г. Высокопреосвященный Филарет митрополит Московский и Коломенский рукоположил во священника Петра Федоровича Боголюбова и назначил его служить в Покровскую церковь с. Акулова.
В 1857 г. храм был впервые расписан «иконописным письмом».
После отмены крепостного права в 1864 г. из жителей с. Акулова и деревни Самодуровки было образовано сельское общество, в состав которого входило 112 временнообязанных крестьян. Имеются сведения, что настоятелем Акуловской церкви в 1872 г. по‐прежнему служил о. Петр Боголюбов, а в 1875 г. уже упоминается о. Василий Орлов.
В сентябре 1876 г. «ревностным старанием» о. Василия Орлова было построено приходское училище. Оно располагалось в собственном здании прихода, построенном на средства сельского общества и частных лиц. С сентября 1876 г. по ноябрь 1879 г. наставником и законоучителем в училище был о. Василий Орлов, причем в 1876 и 1877 гг. он преподавал безвозмездно. С 1879 г. о. Василий был учителем и преподавал детям из окрестных деревень.
В 1885‒1886 учебном году у училища появляется попечитель — кандидат права Владимир Васильевич Якунчиков (его отец Василий Иванович Якунчиков имел в с. Акулово кирпичный завод). В училище занимались дети из с. Акулово, д. Братки, д. Юдино, д. Внуково и с. Яскино. В 1890 г. в Акуловском училище законоучителем служил благочинный о. Александр Подобедов. С 1 сентября 1899 г. в училище стали проводиться чтения «с туманными картинками» (прототипы наших диафильмов). Чтения проходили регулярно — два раза в месяц. Их проводили законоучитель и учительница Е. Орлова. В начале ХХ века училище посещали 60 человек, из них 28 — девочки. Регент Покровского храма преподавал детям пение, а с 1903‒1904 учебного года появился новый предмет — рукоделие.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово В конце ХIХ века близ с. Акулово находилось имение Ивана Семеновича Перлова. В 1873 г. на заводе Московского купца Финляндского на средства И. С. Перлова и П. Г. Цурикова был отлит колокол с надписью «В село Акулово, ко храму Пресвятой Богородицы…» И. С. Перлов умер 1 декабря 1901 г. и в продолжение своей благотворительной деятельности завещал свое имение (170 десятин) с образцовой фермой Московскому обществу сельского хозяйства, с условием, чтобы оно устроило там женское земледельческое училище. Кроме того, 20 тысяч рублей было завещано в неприкосновенный капитал училища при Акуловской церкви, а 10 тысяч — сельскому приходскому Акуловскому попечительству с тем, чтобы проценты выдавались бедным к Рождеству и Пасхе.
В 1885 г. священник Василий Орлов решил возобновить иконостас. Для этого было собрано 760 рублей пожертвований, на которые в 1889 г. были устроены иконостасы, прекрасно сохранившиеся до наших дней. В 1894‒1896 гг. при церкви на деньги жертвователей было организовано общество призрения бедных и приобретен большой праздничный колокол весом 110 пудов. За деятельность по благоустройству храма Покрова Пресвятой Богородицы и благотворительность о. Василий в 1896 г. был награжден камилавкой.
После революции, в период страшных гонений на Церковь, пусть только в Никольском приделе, но службы никогда не прекращались. Сменяя друг друга, свое священническое служение прошли здесь многие пастыри: о. Петр Смирнов, о. Александр Мень, о. Петр Деревянко, о. Руф Поляков, о. Николай Морев, о. Федор Мушинский, о. Владимир Шебаев, о. Василий Решетняк, о. Сергий Ильчук, о. Алексей Николин.
В годы безбожия Покровский храм стал духовным центром для многих верующих не только Одинцова, но и Москвы, пристанищем для гонимых священнослужителей и местом их упокоения.
20 лет в жизни прихода Акуловского Покровского Храма
Богослужения в Акуловском Покровском Храме не прекращались более двухсот лет, — с 1807 г. по настоящее время. Во времена гонений Богослужения проходили в Никольском приделе. За последние 20 лет жизни прихода, количество прихожан постоянно растет. Духовенство Акуловского храма традиционно многодетно.
Настоятель Храма — протоиерей Валериан Кречетов, помимо настоятельства, нес послушание епархиального духовника в течении нескольких десятков лет, а с 2010 г. несет послушание члена Межсоборного Присутствия РПЦ.
Неоднократно за текущие годы производилась реставрация наружной и внутренней росписи стен храма, куполов, колоколен, подвального помещения.
В 2004 г. трудами настоятеля храма и доброхотных жертвователей в церковном дворе была построена крестильня с баптистерием.
В 2006 г. пристроен Дом церковного причта общей площадью более 200 кв. м. с новой просфорней и трапезной. В этом же году трудами прихожанина Акуловского Храма Анопочкина Николая Ивановича была благоустроена территория Храма и Воскресной школы, разбиты цветники, написан точный список Чудотворного Образа пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».
К 200‐летию Храма, на месте нахождения Алтарной части первоначального деревянного Акуловского Покровского Храма завершилось строительство и роспись Храма Новомучеников и исповедников Российских (приписанного к Покровскому Храму).
Храм Новомучеников и исповедников Российских был освящен 13 мая 2008 г. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
В 2007 г. был благоустроен церковный погост, заасфальтирована и огорожена автостоянка. В 2009 г. в оба храма, в здание Воскресной школы и в другие церковные здания было проведено центральное водоснабжение.
За последние 20 лет в жизни прихода Акуловского Покровского Храма, кроме постоянной пастырской и богослужебной деятельности, нужно отметить возрождение миссионерской, катехизаторской и социальной активности прихожан, что видно на примере Приходской Воскресной школы, воссозданной в 2000 г. по благословению настоятеля храма протоиерея Валериана Кречетова.
Учебная и воспитательная деятельность педагогического коллектива нашей Воскресной школы началась с осени 2000 г. при подготовке празднования Рождества Христова.
Тогда все помещения школы требовали капитального ремонта, отсутствовали коммуникации водоснабжения и сантехнические, а отопление всей школы происходило через одну печку — «буржуйку». Все эти недостатки были устранены в результате капитального ремонта летом 2000 года.
В первый год обучения занятия проводились с одной детской группой.
С осени 2001 г. детская группа была разделена на старшую и младшую группы, а также появилась группа взрослых слушателей. С 2003 г. добавилась средняя детская группа.
Затем были введены занятия в кружках рисования, лепки, вышивки, бисероплетения.
В настоящее время в школе (по воскресеньям) работают кружки: основ изобразительного искусства, декоративного валяния шерсти, художественного вязания.
Регулярно (по вторникам и четвергам) проводятся репетиции детского и взрослого хоров, а по субботам и воскресеньям — репетиции младшего детского хора (до 10‐ти лет).
Постоянно идут репетиции театральных постановок, — во время учебного года — к праздникам: Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Пасхе, Троице, Дню памяти свв. равноап. братьев Кирилла и Мефодия; Дню Матери; — в мае‐июле — к постановкам Летнего семейного палаточного лагеря.
В 2005 г. к школе были пристроены два учебных класса, что на некоторое время решило проблему недостатка учебных площадей. В 2010 году был введен в действие новый многофункциональный зал школы, в котором стали проходить общешкольные мероприятия: викторины, конкурсы, эстафеты, спектакли, спортивные тренировки.
Усилилась спортивная работа с учащимися, и появилась возможность открытия классов прикладного рукоделия.
Так, с декабря 2010 г. (по понедельникам, вторникам и четвергам) начала работать детская и взрослая секции рукопашного боя.
Учащиеся и преподаватели нашей школы регулярно посещают близлежащие Дома престарелых — в селах Акулово и Дубки.
С января 2010 года в актовом зале школы была сооружена сцена, оснащенная профессиональным светотехническим и звуковым оборудованием, а силами учащихся школы оснащенная и одеждой сцены, что дает возможность осуществлять полноценные театральные постановки.
Учебные занятия в трех детских и одной взрослой группе проходят по воскресеньям, после Литургии.
Среднее количество учащихся по группам (на текущий уч. год): младшая детская — 40‒50; средняя детская — 15‒20; старшая детская (юношеская) — 10‒15; взрослая — 40‒50.
Предметы: младшая детская — Закон Божий; средняя детская — Катехизис; старшая детская (юношеская) — Основы православной нравственности; взрослая — Основы православного мировоззрения.
Преподаватели всех групп используют на занятиях иллюстрацию учебного материала видеофильмами либо презентациями с помощью dvd‐проигрывателей и телевизоров, которыми оснащен каждый класс, или видеопроекторов (пока двух на школу).
Методики проведения занятий используются различные: лекция, живая беседа, диалог, диспут, контрольный опрос, контрольная работа, экскурсия, разбор домашних заданий т. д.
Паломнические поездки совершаются регулярно, в течение года.
Начиная с 2005 года на базе Воскресной школы организуется и проводится Летний семейный палаточный Лагерь «Солнышко», участие в котором принимают, в подавляющем большинстве, учащиеся нашей школы.
Лагерь проводился ежегодно в течении семи лет — с 2003 г. по 2011 г. на берегу озера Селигер, (Тверская обл.) силами многодетных прихожан.
Лагерь — палаточный, автономный, разворачивается в сосновом лесу, без наличия каких‐либо коммуникаций. Динамика роста количества участников Лагеря за эти семь лет: 45, 100, 115, 120, 140, 145, 150 человек.
Срок проведения проекта — январь—июль 2012 г., включает: подготовительный период — январь—июнь; развертывание Лагеря — одна неделя в середине июня; проведение Лагеря — две недели — последняя декада июня — 1‐я декада июля; и свертывание Лагеря — 3‒4 дня.
Основная деятельность Лагеря — воспитательная и миссионерская.
Цель этой деятельности — усвоение детьми и взрослыми православного образа жизни по евангельским заповедям.
Все труды по подготовке и проведению Лагеря несут прихожане Акуловского Покровского храма, в основном это — многодетные родители, имеющие педагогическое и богословское образование, преподаватели Воскресной школы при приходе Акуловского храма.
Возглавляет и духовно окормляет Лагерь протоиерей Игорь Смертин.
Педагогический коллектив воскресной школы, при проведении Лагеря ставит перед собой следующие задачи:
= Используя общежительный строй жизни Лагеря, общие заботы и труды для блага всех, общую трапезу, участие в ежедневной молитве и Богослужениях, точно выполняемый план ежедневных мероприятий, — направить воспитательные и миссионерские усилия коллектива сотрудников на привитие детям и взрослым качеств: доброго гражданина Царства Небесного и Царства земного, доброго семьянина и нравственно порядочного человека, с чистой совестью живущего в современном мире.
Для этого:
1. Заботясь о телесном здоровье насельников Лагеря:
= организовать четырехразовое полноценное питание, учитывая диетический и постный рацион;
= организовать необходимую первичную медицинскую помощь и медико‐санитарное сопровождение жизнедеятельности силами участвующих в Лагере врачей и медсестер;
= проводить спортивные и оздоровительные мероприятия со всеми категориями участников Лагеря;
2. Заботясь о душевном и духовном здоровье:
=проводить мероприятия культурно‐воспитательного характера, учитывая особенности всех возрастных групп насельников, делая основной упор на детей и молодежь, используя все доступные формы культурного творчества: театр, музыку, литературу, изобразительное искусство и кино;
= проводить миссионерские и катехизаторские беседы и лекции, учитывая различный уровень воцерковления насельников, применяя методические и педагогические приемы, направленные на появление живого интереса к излагаемому предмету;
= организовать паломнические поездки по окрестным достопримечательным местам, связанным с историей России и Русской Православной Церкви;
= проводить совместные чтения ежедневных утренних и вечерних молитвенных правил;
= обеспечить участие всех насельников Лагеря в воскресных и праздничных Богослужениях, с выездом в храмы и обители Тверской епархии, либо с организацией Богослужения в походном храме Лагеря, обращая особое внимание на практическое участие в чтении и пении детей и молодежи.
Помимо прихожан Акуловского храма в работе Лагеря участвовали и перенимали его опыт прихожане, священники и диаконы других благочиний Московской области и г. Москвы: Звенигородского, Можайского и Люберецкого, Троице‐Сергиевой Лавры, а также Пензенской епархии. Сергиев Посад, Московской обл. — Московская Духовная Академия; г. Звенигород — храм Александра Невского; г. Можайск — храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы; г. Люберцы — Преображенский собор, которые в разные годы работы Лагеря приезжали совместно пожить и потрудиться в нем.
Проверенные многолетним опытом методические наработки организации и проведения Лагеря были взяты ими на вооружение.
В качестве опыта работы передавались методологические знания и навыки сотрудников Лагеря в педагогической и воспитательной работе, копировался основной пакет документации и информация базы данных, накопленные за семь лет деятельности Лагеря.
Лагерь проводится для взрослых и детей, как живущим жизнью православных христиан, так и делающим в ней первые шаги.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил деятельность нашего Лагеря в своем докладе на Ежегодном Епархиальном собрании Московского духовенства 22 декабря 2010 г.: «…В связи с этим хотелось бы предложить для распространения новый тип организации отдыха — «Православный семейный лагерь», где дети и родители находятся вместе, ведь именно это укрепляет семью и улучшает семейный климат. Такой лагерь на протяжении нескольких лет устраивает протоиерей Игорь Смертин, клирик Подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулове, причем с каждым годом число желающих записаться в Православный семейный лагерь увеличивается».
Настоятель храма — протоиерей Валериан Кречетов постоянно принимает участие в праздниках, проводимых школой.
В 2010 году ко Храму Новомучеников и исповедников Российских была пристроена трапезная часть, увеличившая площадь Храма в четыре раза.