По благословению настоятеля храма, протоиерея Валериана Кречетова, наши прихожане совершили паломничество в Дивеево. Рано утром 8 марта мы отправились в путь. Дорога к святому месту — это важная часть паломничества. Поэтому все старались молиться, читали акафисты святителю Николаю и батюшке Серафиму, слушали житие Дивеевских святых, с нетерпением ожидая того момента, когда перед глазами разом откроются и засияют куполами четыре дивных храма: Троицкий Собор, Преображенский собор, Казанский Храм, Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня ставшего уже родным и любимым четвертого удела Пресвятой Богородицы на Земле — Дивеева.
Часы ожидания позади, и мы стоим на том месте, куда множество раз уносились в молитве — рядом с ракой преподобного Серафима Саровского. Сколько хочется ему сказать, о скольких попросить! Идет Великопостная служба. Праздник — обретение главы Иоанна Предтечи. Готовимся ко Святому Причастию.
На следующий день еще до службы прошли с молитвой Святую Канавку. Раннее утро. Небо нежнейшего розово‐сиреневого цвета. Сердце переполняет радость и благодарность Богу. И, словно присоединяясь к нашей молитве, солнце, медленно поднимавшееся из‐за горизонта, вдруг заливает все вокруг радостным золотым светом.
Слово «Радость», наверное, самое главное в Дивеево. «Богородице Дево, радуйся…» читаем мы, идя по Канавке. «Радуйся, преподобный Серафиме, Саровский чудотворче» — поется в акафисте каждое утро. «Радость моя» — так называл батюшка Серафим всех, кто к нему приходил. И сейчас, с какими бы скорбями и немощами мы ни приезжали к преподобному, «Никто же от него тощь и неутешен отыде». Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Из Дивеева отправляемся в Рождество‐Богородичный Санаксарский монастырь. Едем поклониться святым мощам двух Феодоров из рода Ушаковых — русского флотоводца, адмирала праведного воина Федора Федоровича Ушакова (1745‒1817) и его родного дяди преподобного Феодора Санаксарского (1718‒1791).
Санаксарская пустынька была основана в 1659 году (в царствование Алексея Михайловича) на оконечности соснового бора у излучины реки Мокши и Санаксарской заводи, среди заливных пойменных лугов. Здесь подвизался иеросхимонах Иоанн, впоследствии основавший пустынь в дремучих саровских лесах.
В 1753 году оскудевшая братией и опустевшая пустынька Санаксарская была приписана к Саровской пустыни.
В 1759 году из Сарова в Санаксар переселился преподобный Феодор (Ушаков) со своими учениками. С этого времени обитель начинает строиться, укрепляться и разрастаться. В августе 1763 года Преподобный постриг в монашество 11 учеников — отставных солдат Лейб‐Гвардии Преображенского и Измайловского полков.
Сам Преподобный тоже бывший гвардеец, капрал от бомбардир. Бомбардиры (рота из ста человек) были отборнейшие люди из двухтысячного состава Преображенского полка, обученные огнестрельным хитростям, кораблестроению, фортификации. Но 25‐летний Иоанн Ушаков выбрал поле духовной брани. Желая «пожити евангельски в тесноте» он бежал в северные двинские леса, потом перешел в брянские, где и был пойман и доставлен в Санкт‐Петербург для доклада императрице Елисавете Петровне.
Сохранился диалог императрицы с беглецом.
— Зачем ты ушел из Моего полка?
— Для удобства спасения души моей, Ваше Императорское Величество…
А затем просил Иоанн разрешения отправить его в Саровскую пустынь. В монашеское звание вступить ему разрешили, но только в Александро‐Невском монастыре. Откуда через 11 лет монах Феодор Ушаков по Промыслу Божию будет отправлен в Саровскую пустынь, а затем в приписанную к ней Санаксарскую.
На исходе земного пути преподобный Феодор скажет духовным чадам о начале своего подвижничества:
«Когда я отлучился от мiра, то уже мне не скучно было, а паче радостно, потому что я рассмотрел всю жизнь и состояние человеческое и положил все свое богатство, всю славу и честь на Небеси. Так и всякий, ежели желает быть со Христом неразлучен, то все ему будет нескучно, а паче радостно ищущему Бога и трудящемуся Его ради, и прежде радости радость, и смерть радостна, а грешнику при смерти прежде печали печаль, потому что боится за грехи свои, а уже помочь себе не может, поздно; в жизни же своей одним окаянством увеселяются. Удивляюсь роду человеческому, истинно удивляюсь: как живут в мiре, не имеют веры, ни памяти Божией. И не помнят о вечности…»
Сегодня Санаксарская обитель — это мужской православный монастырь в Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви. Гостей здесь принимают с любовью, очень тепло.
Раки с мощами святых расположены в нижнем храме во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освященном вторично в 1998 году.
Справа от раки преп. Феодора — чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, слева — рака преподобноисповедника Александра Санаксарского (+1961).
В наши дни больше всего паломников в Санаксарском монастыре собирается в дни памяти старца схиигумена Иеронима (14 сентября 1931 г. — 6 июня 2001 г.). Он прошел путь от отца семейства, воспитавшего вместе с женой двух дочерей в православной вере (одна стала женой священника и матерью 12 детей, другая приняла монашеский постриг), до духовника обители. Могила старца находится на братском кладбище за алтарной частью храма Воскресения Христова, над ней построена часовня, в которой совершаются литии. Паломники помазываются здесь маслицем из лампады и в утешение берут песочек с могилки.
В эти выходные дни мы сподобились прикоснуться к постному богослужению в святых обителях. Напитавшись благодатью от древности и до наших дней, довольные и утешенные, молитвами преподобного батюшки Серафима и Санаксарских святых — паломники вернулись домой.
19 марта 2018 г.
Фотоальбом «Паломничество в Дивеево» 2018 г.