28.03.2017

На рассвете 20 марта, помолившись, 70 прихожан нашего храма отправились в паломническую поездку в Ярославскую область. На этот раз путь лежал в село Годеново, где в храме Святителя Иоанна Златоуста находится Явленный Животворящий Крест Господень.

О явлении Животворящего Креста сохранилось церковное предание. 11 июня 1423 года, ровно день в день за тридцать лет до падения Константинополя, пастухи увидели на востоке свет. Подойдя ближе, они поняли, что это парящий в воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест, а перед ним — образ Николая Чудотворца. Чудо заключалось ещё и в том, что они услышали голос, который произнёс: «На сем месте стройте Церковь!» А место было болотистое, и человеческими силами, конечно, выполнить наказанное было невозможно. Но люди, явно слышащие глас Божий, начали рубить церковь. Утром проснувшись, они обнаружили свою постройку на том самом месте, где было явлено чудо. По воле Божьей вода ушла и место стало сухим. И тогда водрузили в той церкви явленный крест. Но проходит время — случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные жители, — конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового храма. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону Святителя Николая — по левую.

«Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста…» — услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных слов при чудных Божьих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом, сгоревшем, храме. Их записывали в особую книгу, которая хранилась в церкви.

Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Омывали слезами святое Распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения, исцеления, укрепления в вере, Божьих милостей и вразумлений. Но пришли богоборческие годы. Разорили храм, закрыли за ненадобностью. А разве Животворящий Крест оставлять можно? Давай‐ка его вынесем! А Крест ни с места. — Неси пилу! На куски распилим! А пила, уж на что въедливы ее зубы, об Крест их сломала. — Топор давай! На щепки его! Все равно одолеем! — Топор соскакивал и бесполезно стучал по Распятию. Конечно, атеисты испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял неразумных детей Небесного Отца. Остановитесь! Но они испугались не явного знамения, а своего страха. И, загнав страх в глубины неправедного сердца, в заполошной злобе стали лить на Крест соляную кислоту. Темные пятна по Распятию — все, чего добились.

Рассказывают еще одну страшную историю. Один любопытный решил исследовать породу дерева Животворящего Креста и отпилил палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось… Вскоре у несчастного загноился мизинец правой ноги, началась гангрена. В страшных муках он скончался.

Но, тем не менее, 70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. Только в конце 1990‐х, случайно узнав о нем от паломников, сестры Переславского Никольского монастыря взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Так было образовано подворье женского Свято‐Никольского монастыря. К Кресту тогда вела едва заметная тропка.

Когда мы подъезжали к знаменитому подворью, невольно замирало сердце. Стоящий на горе пяти купольный храм с шатровой колокольней, как будто манил путника блеском крестов. Войдя в храм, освященный в честь святителя Иоанна Златоустого, мы до глубины души были поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа.

Приложившись к Святыне, помолившись на молебне, паломники отправились в Успенский женский монастырь в городе Александров.

Из увлекательной экскурсии мы узнали, что Успенский девичий монастырь был основан преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа. В советские годы он, как и многие храмы, был ликвидирован, и лишь в 1991 году Успенская женская обитель открылась вновь. Сегодня монастырь насчитывает 5 действующих храмов и любой желающий может приложиться к мощам преподобного Корнилия Александровского.

Последним местом паломничества стало село Махра Владимирской области. Здесь находится основанный в XIV веке мужской, а ныне женский Свято‐Троицкий Стефано‐Махрищенский ставропигиальный монастырь. Он был основан преподобным Стефаном Махрищенским — в прошлом монахом Киево‐Печерской Лавры. Известно, что Дмитрий Донской глубоко почитал преподобного Стефана, прислушиваясь к его советам. А позднее уже Иван Грозный ни раз совершал паломничество к могиле преподобного Стефана и даже пожертвовал средства на строительство каменного храма в честь Святой Троицы.

Сегодня обитель поражает белокаменными храмами, благоустроенной территорией, развитым монастырским хозяйством, которое в период возрождения монастырской жизни сестры организовали, чтобы прокормить себя и паломников. Насельницы потчуют в монастыре паломников, трудников, прихожан и благотворителей самыми вкусными в округе молоком, сырами и творогом.

Помолившись и приложившись к многочисленным монастырским святыням и мощам, паломники отправились домой, пообещав вернуться в обитель после Великого Поста.

27 марта 2017 г.

Фотоальбом «Паломничество на Крестопоклонной седмице 2017 г».

 28.03.2017 1059