10.04.2014

«Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое».

Псалом 90

Рано утром до восхода солнца, группа прихожан нашего храма и учащихся воскресной школы отправилась в землю Ростовскую поклониться Животворящему Кресту Господню с. Годеново.

Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России — нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль‐Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

…Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. И услышали они голос, который велел им на этом месте построить Храм — «дом Божий…»

Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения.

Рассвет встречали в дороге: сначала небо на горизонте заалело красными росчерками, словно кто‐то невидимой рукой отметил место, где должно взойти солнце; потом из‐за горизонта стал постепенно выходить большой красный шар ласкового весеннего солнышка.

Часов в 10 утра мы были уже в Годеново. (Надо сказать, поездка к Животворящему Кресту на крестопоклонной неделе, становится для нас уже традицией). Приложившись к Кресту, мы отслужили молебен перед святыней и совершили коленопреклоненную молитву о наших братьях и сестрах на Украине…

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Тропарь, глас 1

«Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».

Кондак, глас 4

После чего протоиерей Игорь помазал всех молящихся маслом из лампады у Животворящего Креста.

Весенний денёк радовал ясным голубым небом и ярким тёплым солнышком.

Дальше мы отправились в Ростовский Борисоглебский монастырь, где в 17 веке подвизался преподобный Иринарх‐затворник Ростовский.

Уже при входе в монастырские ворота почувствовалась особая благодать этого святого места…

В 14 веке преподобные Феодор и Павел Ростовские начали строительство монастыря на том месте, которое указал им преподобный Сергий Радонежский. Когда прп. Феодор и Павел начали строить храм, им явились два светлых воина, украшенные царскими багряницами и предрекли особое благословение месту сему. Это были св. страстотерпцы Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид. Обитель стала быстро обустраиваться и число братии умножалось.

В 16 веке игумен Феофил вместо деревянных храмов стал возводить каменные. На постройку не хватало извести и поиски её в окрестностях не увенчались успехом. После долгой молитвы игумену явились св. страстотерпцы Борис и Глеб и сказали: «Не скорби об извести, Пречистая даст тебе известь в домовой нашей вотчине близ монастыря». И действительно, после этого чудесного явления крестьянин из соседней деревни нашёл известь на своём поле и предложил её на строительство монастыря. Существует предание, что известь теряла свою силу, если кто брал её украдкою для своих треб. Когда закончены были каменные монастырские постройки, запас извести истощился.

Всё это нам рассказали на экскурсии по монастырю.

В конце 16 начале 17 веков прославил сей монастырь своими подвигами прп. Иринарх, особенно в годину смуты, когда этому монастырю грозила опасность разорения от Польско‐Литовских отрядов.

…Это место неразрывно с «ВОЗДЕРЖАТЕЛЕМ И СТОЛПОМ КРѢПКА, И СТРАДАЛЬЦА, И НАСТАВНИКА, И УЧИТЕЛЯ, И ЗАТВОРНИКА БОРИСОГЛѢБСКАГО МОНАСТЫРЯ, НА УСТЬЕ, СТАРЦА, ПРАВЕДНА МУЖА ИЛИНАРХА», СПИСАНО БЫСТЬ ТОЯ ЖЕ ОБИТЕЛИ УЧЕНИКОМЪ ЕГО, СТАРЦОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ, ИЖЕ БЫСТЬ С НИМ ТРИДЕСЯТЬ ЛѢТЪ ПРИ ЖИВОТѢ ЕГО.

Идущу въ монастырь, Старецъ Илинархъ, помышляше въ сердцы своемъ, како бы ся ему спасти, и обѣщавающася итти въ Кириловъ или на Соловки. И бысть ему гласъ свыше, глаголя: «Не ходи в Кириловъ, ни на Соловки: здѣ спасешися». Он же о глаголѣ томъ усумнѣвся, и вторицею той же гласъ глаголя: «Здѣ спасешися». Он же отъ гласа того нача плакати прилѣжно и помышляше въ себѣ: «Что сие будетъ?» И третицею той же гласъ свыше глагола ему: «Здѣ спасешися». Он же в себѣ крѣпляшеся о гласѣхъ и, обозрѣвся, никогоже не видѣ, а глас третицею слыша.

Старецъ Илинархъ, прииде къ строителю старцу Варламу, и благословися у него молитися въ кѣлье по евангельскому словеси Господню: «Подобаетъ многими скорбьми внити в Царство Небесное. Аще кто в животѣ семъ суетном душу свою погубитъ мене ради и Евангелия, той въ будущий вѣкъ обрящет ю. Аще кто в животѣ семъ алчет и жаждет, и онъ тамо вовѣки насытится». И строитель Варламъ благослови старца молитися на затворѣ и не исходити из нея никакоже: прослави, де, Богъ Рускую землю и дом великих страстотерпцов Бориса и Глѣба, и преподобных отецъ наших Феодора и Павла в нынѣшнее и в послѣднее время досточюдными мужы: страдальцы, и учители, и наказатели.

И прииде к нему нѣкто именемъ Алексий, и позавидѣ житию его, и многому страданию, посту и молитве, крѣпости и воздержанию, и тяжким его желѣзамъ, что онъ на себѣ ношаше, и нача ему бити челом: «Приими мя, господине, и причтай мя ко избранному стаду и ко святыни своей, и научи мя заповѣдем Господнимъ». Старецъ же прият его с радостию и с любовию великою, видя в нем кипѣние сердечное ко ангельскому образу, и благослови его, и призва священника и диякона, и велѣ его пострищи. И наречено имя ему Александръ во ангельском образѣ. И бысть у него первый ученикъ, и по пострижении быша с ним въ кѣлье, со Илинархом преподобнымъ, с послушаниемъ и с великим радѣниемъ в постѣ и молитвѣ день и нощь.

О испытании вѣры ко старцу литовских людей по научению дияволю. И нѣкто прииде воевода, бѣ золъ и немилостивъ, именем Микулинской. И повоевалъ град Ростовъ, и под Ярославлем посады пожгли и людей многихъ посѣкли. Такоже и Углечь пожгли и многих людей посѣкли.

И послѣ того прииде въ монастырь Борисоглѣбской на Устье, и прииде панъ Микулинъской ко старцу со многими паны. И нача его, старца, о вѣрѣ испытовати: «Въ коего же ты вѣруешъ?» И старецъ рече ему: «Азъ вѣрую во Святую Троицу — Отца, и Сына, и Святаго Духа Нераздѣльную; распятаго на крестѣ Господа нашего Исуса Христа, воскресшаго в третий день». Он же рече: «А земнаго царя кого имѣешъ?» И старецъ гласно ему проглагола: «Азъ имѣю рускаго царя Василия Иоанновича. Живу в Руси — рускаго царя и имѣю, а иного никого не имѣю царя — ни короля литовскаго, ни царя крымскаго, ни прелестниковъ мира сего». Отвѣщав же ему панъ именемъ Амсянъ: «И ты, старецъ, измѣнникъ: в нашего короля, ни въ Дмитрея не вѣруешь». И отвѣщавъ ему старецъ: «Я вашего меча тлѣннаго никако не боюся, и вѣры своея, рускаго царя не здамъ. Аще мя за сие съсечеши, и азъ радуяся, терплю. Немного есть вамъ во мънѣ крови, а у моего живаго Бога есть таковъ мечь, что васъ невидимо сѣчетъ безъ мясъ и безъ крови, а душы ваша вовѣки побьет в муку». Панъ же Микулинской и иные подивилися: «Велика есть вѣра в старце!» И бысть нужа належаше от литвы велика во весь годъ о спытовании вѣры.

О благословении князя Димитрия Михайловича Пожарского да нижегородца посадцкаго человѣка Козмы Минина. И в то время на Москвѣ молва бысть и кручина велика в земли, что литва сидит на Москвѣ. И молишася нижегородцы, чтобы Господь Богъ далъ милость свою и очистилъ бы град Москву от великия скорби. И бысть въ Нижнем князь Димитрий Пожарской, и почали новъгородцы бити челом, чтобы шелъ к Москве и очистилъ бы град Москву от великия скорби, и даша ему на рать подмогу, на ратныя люди денги и запасъ, и нача ему помогать всѣми городы, и нача ему Богъ помощь свою подавать, и силы умножилося. И к нему выбрали новгородца, торговаго человека Козму Минина, и почалъ онъ в совѣте быть заедино.

И нача Господь милость свою подавать, и пошли они ко граду Ярославлю со всею ратью. И ста во граде Ярославле, и почали к нимъ ратныя люди со всѣхъ градовъ русских збиратися и за вѣру стояти и за святыя Божия церкви умирати. И услыша князь Дмитрей Тимофѣевичь Трубецкой пришествие князя Димитрия Пожарского и Козмы Минина въ Ярославль со всею ратию, и присла к ним гонца, чтобы шли под Москву спѣшно. А князь Дмитрей Михайловичь да Козма Мининъ помышляя и бояся идти под Москву Иоанна Заруцкого, что он, Иоаннъ, убилъ под Москвою воеводу Прокопия Петровича Ляпунова, того ради не смѣя итти под Москву с ратию.

И посла старецъ к нему благословение и просфиру, и имъ повелѣ итти под Москву со всею ратию, не бояся Иоанна Заруцкого: «И гдѣ ли будет Иоаннъ Заруцкой — и узрите славу Божию». И радъ бысть князь о томъ словеси, и поиде со всею ратию не бояся Иоанна Заруцкого к Москве, и ста в Ростовѣ. И прииде князь Дмитрей Михайловичъ да Козьма Мининъ по благословение сам ко старцу Илинарху. Старецъ же ихъ благословилъ итти под Москву и дал имъ крестъ свой на помощь.

И поиде князь радуяся, взявъ благословение и крестъ у старца. И поиде в Переаславль, ис Переаславля къ Троице, и сталъ у Троицы, и помолился Святѣй Троицѣ и чюдотворцу Сергию, и посла воеводу князя Димитрия Лопатина под Москву ко князю Димитрию Тимофѣевичу Трубецкому, и онъ радъ бысть.

А Заруцкой по благословению старцову ис‐под Москвы побѣжалъ, гонимъ Божиею благодатию — силою невидимою. А литва и прибылые люди идут з запасы к Москве к сидѣлцем. И слышавъ князь Дмитрий Трубецкой, прислалъ гонца ко князю, чтобы шел наспѣхъ на помощь под Москву со всею ратию.

А после старца Илинарха осталося праведных его трудовъ Божиим повелѣниемъ 142 креста мѣдных, да семеры труды плечные, да ужище желѣзное 20 сажен на шее было, да пута желѣзные ножные, да на рукахъ пута было, на персѣхъ оковцевъ желѣзных и мѣдных 18, да связни носил на поясу (тяги — пуд), да палка желѣзная и трудился ею — невидимых бѣсей изганялъ. А пребыл старецъ Илинархъ жития своего Божиимъ судом во всѣхъ своих трудѣх праведных 38 лѣтъ и 4 мѣсяца, а в мирѣ — 30 лѣтъ, и всѣх лѣтъ жития старца Илинарха — 68 лѣтъ и 4 мѣсяца».

Нам вынесли на поклонение вериги и цепи преподобного, которые он называл «трудами». Вес этих «трудов» доходил до 140 кг. Здесь мы помолились на молебне, посетили келию прп. Иринарха, в которой он молитвенно подвизался.

«Яко мученика добропроизвольна и преподобных удобрение, звезду Ростовскую, в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго и чудес благодать от Него приемшаго, Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим и, к нему припадающе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Тропарь, глас 4

Самое удивительное — Покров Божией Матери нас не оставляет нигде. В день нашего паломничества праздновалась икона Божией Матери Лиддская (Римская) нерукотворная (явлена на столпе в г. Лидде недалеко от Иерусалима). В этом монастыре был чудотворный образ данной иконы, точный список с которого находится сейчас в Борисоглебском храме. И мы с благоговением приложились к этой дивной иконе.

«О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о тебе вопиющих: Аллилуиа».

Кондак

Уезжать с этого святого места не хотелось… Но нас ждала ещё одна святыня — родина прп. Сергия — Варница.

Монастырь построен на том месте, где отроку Варфоломею явился старец, преподавший ему благословение, после которого отрок научился хорошо читать и стал преуспевать в учёбе. О монастыре нам рассказали два семинариста из Троице‐Сергиевой Лавры, окончившие в прошлом году Варницкую гимназию. Все паломники молитвенно приложились к кресту, стоящему на месте явления старца. Помолились в деревянной часовенке, воздвигнутой на месте, где был терем родителей прп. Сергия, посетили храмы святой обители. На территории монастыря находится также целебный колодец, из которого брал воду преподобный.

Напитанные благодатью святых мест, под покровом молитв святых угодников Божиих, мы отправились домой… Сей краткий очерк, завершаю сказанием о преставлении преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского, молитвами которого по сей день выправляются пути заблудившихся людей к Богу:

«Въ время же преставлениа его събрася множество народа от град и от странъ многых, коиждо желаше съ многым тщанием приближитися и прикоснутися честнѣмь телеси его или что взяти от риз его на благословение себѣ. Поболѣвъ убо старець нѣколико время, и тако преставися къ Господу, къ вѣчным обителем, изсушивъ тѣло свое постом и молитвами, истончивъ плоть и умертвивъ уды сущаа на земли, страсти телесныя покоривъ духови, победивъ вреды душевныа, поправъ сласти житийскиа, отвръгъ земнаа попечениа, одолѣвъ страстным стремлениемь, презрѣвъ мирьскую красоту, злато, и сребро, и прочаа имѣниа прелестнаа свѣта сего яко худаа въмѣнивъ и презрѣ. И легьцѣ преплувъ многомутное житейское море, и без вреда препроводи душевный корабль, исполнь богатства духовнаго, беспакостно доиде въ тихое пристанище, и достиже, и крилома духовныма въскрилися на высоту разумную, и вѣнцем бестрастиа украсися, преставися къ Господу и прииде от смерти в живот, от труда въ покой, от печали в радость, от подвига въ утѣшение, от скръби въ веселие, от суетнаго житиа въ вѣчную жизнь, от маловременнаго вѣка в вѣкы бесконечныа, от тля в нетлѣние, от силы в силу, и от славы въ славу. И вси пришедшеи ту и обрѣтшеися плакахуся его ради».

Так, в год 700‐летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского, его святыми молитвами Господь сподобил нас побывать в местах, связанных с жизнью преподобного.

«Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш».

Тропарь, глас 4

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Слава Богу за всё!

Святые угодники Божии молите Бога за нас!

10 апреля 2014 г.

Александра Середина

Фотоальбом «Паломничество на крестопоклонной неделе 2014 г».

 10.04.2014 1996