Отец Петр Боголюбов (1826‒1872)
Служение о. Петра Боголюбова началось в 1848 г.
4 сентября 1848 г. высокопреосвященный Филарет митрополит Московский и Коломенский рукоположил во священника Петра Федоровича Боголюбова и назначил его служить в Покровскую церковь села Акулова.
Сын священника, Петр Боголюбов, обучался в Спасо‐Вифанской семинарии богословским и философским наукам, патристике, церковной археологии, каноническому праву, словесности, церковной, российской и всеобщей истории, сельскому хозяйству и медицине, а также греческому, латинскому и немецкому языкам.
Стараниями о. Петра в 1857 г. Покровский храм был впервые расписан иконописным письмом.
В 1872 году настоятелем Акуловской церкви еще служил священник Петр Боголюбов, а в 1875 году уже упоминается отец Василий Орлов. Известно, что отец Петр во время эпидемии холеры посещал больных, помогал, чем мог и, заразившись от них, скончался.
Отец Василий Орлов (1848‒1918)
В сентябре 1876 г. «ревностным старанием» о. Василия Орлова было построено приходское училище. Оно располагалось в собственном здании прихода, построенном на средства сельского общества и частных лиц. С сентября 1876 г. по ноябрь 1879 г. наставником и законоучителем в училище был о. Василий Орлов, причем в 1876 и 1877 гг. он преподавал безвозмездно. С 1879 г. о. Василий был учителем и преподавал детям из окрестных деревень.
В 1885 г. священник Василий Орлов решает возобновить иконостас. Для этого он собрал 760 рублей пожертвований, на которые были устроены в 1889 году иконостасы, прекрасно сохранившиеся до наших дней. В 1894 году о. Василием по желанию прихожан было собрано 1857 рублей пожертвований на приобретение большого праздничного колокола весом 110 пудов, 35 фунтов.
В 1896 году при храме было решено учредить попечительство о бедных. Для этих целей было собрано 4500 рублей.
В 1896 г. за деятельность по благоустройству храма Покрова Пресвятой Богородицы и благотворительность отец Василий был награжден камилавкой.
О. Василий прослужил в Акуловском храме 45 лет до февраля 1917 года.
Протоиерей Сергий Орлов (1890‒1975)
Протоиерей Сергий Орлов
Иеромонах Серафим (о. Сергий Орлов), похороненный также за алтарной стеной храма, был духовником отца Валериана. 29 лет прослужил он в этом храме. Отец Валериан вспоминает, что застал здесь прихожан, помнящих благодеяния отца Сергия, в голодные годы раздававшего крупы и муку бедным семьям.
Протоиерей Сергий (Сергей Васильевич Орлов) родился 29 июня 1890 года в с. Акулово Московской губернии. Отец и дед его (протоиерей Петр и протоиерей Василий) были священниками храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово. Будущий протоиерей получил обширное духовное и светское образование. После церковно‐приходской школы в родном селе Московского духовного училища при Донском монастыре он кончил: Московскую духовную семинарию, Варшавский университет, а также Киевский политехнический институт, который закончил со званием агронома. Вскоре Сергей Васильевич вступил в брак, но через год овдовел. Работал по специальности в коллективных хозяйствах Крыма, Украины, Сибири, параллельно занимая ответственные посты, связанные с организаторской деятельностью.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово протоиерей Валериан Кречетов начинал свое пастырское служение, когда его настоятелем был отец Сергий, который до дня своей кончины был духовным отцом молодого батюшки Валериана.
Отец Валериан вспоминает: «Из 30 лет служения в священном сане 28 лет Господь сподобил меня служить в храме Покрова Богородицы в селе Акулове. Больше его знают по названию железнодорожной платформы за Одинцовым — Отрадное. Причем, первые четыре года, по милости Божией, мне довелось служить с протоиереем Сергием Орловым, являвшим собою один из примеров идеала пастырского служения нашего времени. Незадолго до смерти он, помню, сказал: «Еще бы год — и сто лет прослужил наш род».
Судьба самого отца Сергия была непростой. Своей собственной жизнью он показал, что путь каждого человека бывает не всегда прямолинейным.
Отец Валериан любит рассказывать о том, как отец Сергий в начале XX века увлекся социалистическими идеями: «То ли по молодости, то ли из‐за брожений того времени он увлекся революционными идеями. Как‐то он сам сказал: «Я прорабатывал «Капитал» Маркса подпольно». «Батюшка, — говорю я, — они вам памятник должны поставить. Теперь уж таких подвижников нет… Прочитали вы, и каково впечатление?» — «Да‐а, там все филигранно расписано, только в жизни все наоборот».
«Прочитав «Капитал», отец Сергий решил грызть гранит науки дальше. Окончил Варшавский университет. Это его тоже не удовлетворило. Поступил в Киевский политехнический… Одним словом, он имел два высших образования. Дореволюционных. Потом, уже после войны он окончил Московскую Духовную Академию и написал кандидатскую работу о влиянии Православия на нашу культуру. Мне приходилось слышать от знавших отца Сергия, причем людей, весьма образованных, что они не встречали в своей жизни другого человека с такой эрудицией. Он любой вопрос знал до глубины. Но при этом говорил всегда очень просто. И другим напоминал об этом».
В Московской области и Москве отец Сергий был преподавателем в различных школах, а затем директором. В 56 лет Сергей Васильевич переходит на церковную службу. Епископом Макарием (Даевым) в Московском храме в честь положения ризы Господней 28 июля 1946 года он был рукоположен в диакона, а 2 августа — в пресвитера Покровскому храму в селе Акулово.
Отец Валериан вспоминает, что когда о. Сергию было 56 лет, во время поездки в Троице‐Сергиеву Лавру, на исповеди он сказал, что просьбу отца не выполнил, чувствует на себе грех, т. к. отец хотел, чтобы он на его месте служил, и, принимающий исповедь батюшка благословил его на пастырское служение. В 1950 году священник Сергий Орлов окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1965 по 1970 год отец Сергий был внештатным сотрудником редакции журнала Московской Патриархии, принимал деятельное участие в издании православного церковного календаря. Также принимал участие в комиссии, занимающейся составлением сборника «Богослужебные указания на каждый последующий год».
По благословению Святейшего Патриарха Алексия протоиерей Сергий Орлов был келейно пострижен в монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Ожидая в будущем, по слову преподобного Серафима, открытия Дивеевского монастыря, отец Сергий и сестра его Елена Васильевна, тайно постриженная в иноческий чин, активно собирали иконы (особенно образа Пресвятой Богородицы), считая, что все они должны быть переданы в Дивеево. Когда один молодой священник высказал сомнение в возможности открытия Дивеевского монастыря в обозримом будущем, Елена Васильевна сказала: «Верь! А то, как Моисей не попал в землю обетованную, так и ты не попадешь». Около сорока икон, спасенных верующими от уничтожения, и переданных в 1993 году в Дивеевскую обитель, отец Сергий хранил в доме схимонахини Агнии (Чижиковой), называя его Дивеевским подворьем.
Подобно Святому Авксентию батюшка отличался невероятной скромностью, нестяжательностью, добродушием и любовью к людям, все лучшее не смея считать своей собственностью.
В тридцатые годы в его доме, в поселке Дубки, на станции Пионерская Белорусской дороги, скрывалась схиигумения Фамарь (Марджанова), настоятельница Серафимо‐Знаменского скита, вместе с тридцатью сестрами. В этом домике — киновии — находил успокоение во время гонений епископ Арсений (Жадановский). Он поздно приезжал, в 3 часа ночи, служил литургию и причащал матушек Святых Христовых Таин. В 60‐е годы частым гостем села Акулово был епископ Стефан (Никитин). Для многих была незабываемой радостная атмосфера общения двух старцев — епископа Стефана и протоиерея Сергия. Как и преподобный Авксентий, отец Сергий проявлял неослабевающее пастырское попечительство о своих прихожанах. Его проповеди призывали к любви, незлобию, христианскому прощению.
Особое значение отец Сергий придавал посту, как одному из средств стяжания смирения, ибо, где нет смирения, там не может обитать Святой Дух. В одной из своих проповедей он говорил: «Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия. Без Духа Святого не может быть в нас истинной веры, упования, любви, святой простоты, чистоты сердца, нет спасения…»
Каждую седмицу по пятницам в Покровском храме читался акафист Страстям Христовым. Этим сугубым почитанием Креста, на котором страдал Господь, отец Сергий пробуждал сознание христиан восприятию вечной Искупительной Жертвы. Подвижник веры и благочестия также воспитывал у прихожан благоговейное отношение к молитве. «Христос во время молитвы преобразился, — проповедовал батюшка на Преображение Господне, — и слава Божественная осияла Его. Не в том ли состоит сущность нашей жизни, чтобы постепенно своей волей при помощи Божественной благодати восходить от славы в славу, от силы в силу, и таким образом преображаться внутренне, духовно, отрешаясь умом от земного к небесному, сердцем от чувственного к горнему и волей своей от грехов и страстей к исполнению заповедей Божиих, воли Божией?»
«Да и направление у отца Сергия, вспоминает отец Валериан, — было, можно сказать, монашеское». Дело в том, что он был в тайном постриге, о котором знали только его близкие. Не случайно, наверное, иеромонах Серафим (такое имя было у него в монашестве) как‐то притягивал к себе, прежде всего, людей аскетического склада. Это архимандрит Дорофей, насельник Даниловского монастыря в Москве, иеромонах Зосимовой пустыни отец Ефросин. На исповедь к отцу Сергию приезжал епископ Стефан (Никитин). Среди духовных детей отца Сергия были митрополит Антоний (Мельников), владыки Питирим, Феодосий, Ермоген.
Отец Сергий всегда очень строго относился к богослужению. Он считался чуть ли не вторым после епископа Афанасия (Сахарова) — известного уставщика и литургиста — знатоком богослужебного устава.
Вообще одной из его характерных черт была степенность, сдержанность. «Я как‐то раз проспал, — вспоминает отец Валериан, — утром была служба, потом требы. Прилег отдохнуть и заснул. Вскакиваю — батюшки мои! — уже пять часов, шестой час уже! Я влетаю, а батюшка уже сидит в алтаре. «Не спеши, не спеши… Без нас не начнут. Ничего…» Спокойно так. Всегда и во всем он сдерживал. Таковыми были и его движения во время богослужения. Он даже требовал поменьше всяких театральных жестов».
Постоянно он подчеркивал во всем смиренное, покаянное сознание своего недостоинства. Помню, как‐то раз я спросил: «Батюшка, вот к этому священнику идет народ, он привлекает к себе. А этот вот — он строг — отталкивает от себя». — «Да нет, — говорит он, — это не потому. Просто одному дано, а другому не дано».
Протоиерей Сергий Орлов
Все время отец Сергий подчеркивал, что благодать священства — это дар Божий, все свершает Господь. Одним словом, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И чтобы ее не потерять, нужно все время смиряться. Была такая книжечка епископа Иакова, было там и о священстве, причем изложено все по пунктам. Незадолго до смерти отец Сергий себе вроде как экзамен проводил.
На приходе отца Сергия всегда строго соблюдали пост. Отец Валериан помнит, что в детстве он никогда не постился без растительного масла. А у отца Сергия, было так: «если полагалось без масла — значит, пост без масла. Он очень часто, когда речь шла об уставе, подчеркивал, что священнику нужно не только говорить, но и самому первым исполнять».
Отец Сергий был очень внимателен к нуждам прихода. Прихожане в семьях жили по‐разному. Кто мог, он благословлял поститься по уставу. Перед причастием он благословлял поститься один день, но строгого поста. Три дня выдержать трудно, искушения начинаются. «Батюшка, знаете, я уже оскоромилась, уж давайте еще добавим». — «Нет, оскоромилась и хватит». — «Уж все равно». — «Нет, не все равно. Раз заметила, хватит, остановись». Таков был принцип пастырского подхода отца Сергия. И сейчас эти традиции, установленные еще при нем, строго соблюдаются в Акуловском храме. На буднях в основном с утра служат. Людям приезжать два раза в день трудно бывает. Будучи сам к себе строг, стараясь, насколько возможно, приблизиться к уставу в служении, он был одновременно снисходителен к другим.
За усердное служение во благо Святой Церкви, отеческую заботу о пастве отец Сергий в 1970 году Святейшим Патриархом Алексием был награжден митрой. В 1974 году он вышел за штат по состоянию здоровья, с каждым днем все более слабея. Но как почетный настоятель храма он старался не пропустить ни одной литургии, говоря: «Может, последний раз служу».
К каждому священнику постоянно подходят, спрашивают. Когда подходили к отцу Сергию с вопросом: «Ну, что мне, батюшка, делать?» — «Вы не знаете, а я тем более не знаю» — отвечал он. — «Ну, помолись, Господь что‐нибудь устроит». И смотришь, Господь действительно, устраивал. «Я редко слышал, — вспоминает отец Валериан, — чтобы батюшка отвечал твердо, определенно. Больше так: «Да кто его знает, да это как сказать… Да это всяко бывает… Конечно… Ну…». Или расскажет что‐нибудь из пастырской практики. Все это — жесты, манера, обращение — передавало дух; дух умиротворенности, рассудительности, неспешности во всем, преданности, конечно, воле Божией».
Отец Валериан рассказывал, что и отношение к приношениям у него было особенное. «Он был одинокий человек, бессребреник, конечно. И вот ему что‐нибудь дают. Иногда возьмет. «Да, да, да…». Тихонечко оставит и уйдет. Другой раз дети что‐нибудь дадут. Он спрашивает: «Мое?» — «Ваше, батюшка». — «Ну, а теперь кому хочу, тому дам. Вот, на тебе».
Отец Валериан помнит, что в годы служения отца Сергия в Акуловском храме были и случаи исцеления. «Одну девочку привезли. Коростой покрыта. Зуд страшный, она все это чешет. Говорят: «У вас тут икона чудотворная». Батюшка отвечает: «У нас тут все иконы чудотворные. Ко всем иконам прикладывайтесь». Девочка обошла весь храм, ко всем иконам приложилась. Отец Сергий дал ей святой водички. Она омылась и стала чистой. То есть по его молитве помощь получила». Были исцеления по молитвам батюшки и после его смерти, когда был спасен сын прихожанки храма.
Отец Сергий в последнее время на проповедях говорил: «Душу свою надо перестраивать на Евангельский строй». Этот завет батюшки сейчас повторяет уже нынешним чадам церкви отец Валериан.
Незадолго до своего отшествия в мир иной отец Сергий постоянно ходил в храм Божий, причащался. У него что‐то было с желудком, видимо, онкология. Когда его спрашивали: «Батюшка, как вы себя чувствуете?» — он говорил: «В церковь еле плетусь, а оттуда еще иду». Однажды ему стало совсем плохо. Он сам причастился и потом лег. Сказал: «Как же трудно умирать, а ведь всем нам придется этим путем идти». Потом лежал. В головах у него была икона Успения Матери Божией. Он и говорит: «А где это поют? Как хорошо поют. Кто же поет?» — «Да где, батюшка?» — «Да вот здесь, — в сторону иконы показал. — Оттуда вот пение». И постепенно так затих.
К одру умирающего пастыря стекались его духовные чада, желая получить последнее благословение и наставление. А потом отец Сергий мысленно благословлял не успевших прийти проститься с ним. Приложившись к иконе Успения Божией Матери, он отошел ко Господу. День кончины батюшки — 7 февраля 1975 года. Отпевание было совершено в Неделю 36‐ю по Пятидесятнице, в день праздника перенесения мощей святителя Иоанна Златоустого. Гроб с телом новопреставленного при пении ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель…» был обнесен вокруг храма и погребен близ алтарной части, рядом с могилами отца и деда.
Отец Сергий окормлял вверенное ему стадо не только поучениями, но и собственным примером. Каждый день своей жизни он старался прожить в Боге и умер, имея твердую веру в Его безграничную милость.