О храме Воскресная школа Библейско-богословские курсы Приходская жизнь Страница прихожанина Новомученики Полезные ссылки

Что муж ни сделает — то и хорошо!

(Секреты семейного счастья)

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.

(Евангелие от Матфея, гл. 19)

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

(Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, гл. 2)

Спектакль по мотивам сказки Андерсена о мудрой жене стал маленьким подарком всем прихожанам от учеников воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово и их родителей к одноименному престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Семейный совет Семейный совет

В главной роли дебютировал Георгий Володин так хорошо вжившийся в роль крестьянина, что его не узнал даже родной внук, сидевший в первом ряду. Олицетворением женской мудрости стала Нина Полушина, блестяще исполнив роль благодарной жены. Изысканные манеры и акцент блестяще продемонстрировали Георгий Бузин и Владимир Семеренко, сыграв роли иностранцев. Еще одним успешным дебютом стала роль односельчанина в исполнении Александра Михайлова.

В постановке также принимали участие: Василий Куприянов в роли доброго и доверчивого пастушка, получившего за корову лошадь, Алексей Яцура, покоривший зрителей эффектным выходом на сцену с огромной, упирающейся свиньей, Петр Смертин, сыгравший веселого мальчугана с гусем, бесстрашно оседлавшего свинью и Анна Иванова, легко справившаяся с ролью скромной и очень симпатичной девушки с курочкой. Тимофей Максимов, Андрей Балакиревым вместе с Петром и Анатолием Смертиными блестяще обеспечили выход лошади и коровы.

Незамысловатый сюжет притчи повествует про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, — лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову — на свинью, свинью — на гуся, гуся — на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан‐путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал — жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан.

Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример — старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке.

Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались лишь пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда, и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось его богатство.

Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин, например, мать блаженного Августина, святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.

Супруги Супруги

А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике — ох, нелегко приходится! Что мешает? Гордыня мешает, привычное наше женское своеволие!

Но, тем не менее, награда за женское послушание велика: дети видят и перенимают пример нормальных человеческих отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не женщина, как правило, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается сама собой: если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с родителями.

Смирение, терпение, послушание — это хорошо, но радость‐то где? Иногда людям, далеким от православных традиций, кажется, что такая жизнь в семье — это союз двух добровольных мучеников. А как же равенство полов, восклицают они!

Женское и мужское равенство вообще‐то штука хорошая, и христианство никогда против этого не выступало, но равенство не значит обмен ролями, когда мужчина ведет себя как женщина, а женщина действует, как мужчина. Когда происходит такое «уравнивание», получаются все те проблемы, которые общество имеет на сегодняшний день. Женщинам ничего не остается, кроме как брать на себя роль мужчины. А мужчины обижаются и устраняются от дел — раз можешь все сама, так и делай сама.

Бывает, что женщина лукавит и подчиняется мужу на словах, а при этом хочет тайком гнуть свою линию и называет это женской мудростью. Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного беспомощного ребенка? И потом, скорее это форма протеста, а не форма взаимодействия. А вот за поступками героев сказки, наоборот, угадывается определенный жизненный опыт.

Постоянная жертвенность дает самый долгосрочный результат. Смиряться должны и мужчина, и женщина. Ведь любовь — это забота, внимание, участие, жертвенность на житейском, на бытовом уровне, проявляющаяся в мелких уступках. Вряд ли можно стать счастливым, не сделав счастливым кого‐то.

Максим Максим

Сказки о хорошей жене, которые есть у разных народов, чуть разнятся по финальной морали, но общий смысл в том, что послушание всегда выигрышно. С христианской точки зрения послушание — это дать возможность Богу творить Его волю; только придя в послушание, ты в полной мере сможешь ощутить Его Благодать. Но что еще мудрее и еще глубже: послушание лишает нас возможности делать собственные глупости. Если человек крайне послушлив, он, во‐первых, становится чистым листом бумаги для Бога, а во‐вторых, не делает тех глупостей, которые по своеволию мог бы совершить.

Там, где есть любовь, терпение способно творить чудеса. И сказка Андерсена прежде всего о любви. Не только супружеской, но и христианской. Той любви, о которой говорил апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». «Если мы сохраним лошадь, а любовь потеряем, то зачем нам эта лошадь?» — так рассуждает мудрая старуха. Было бы странно призывать всех женщин следовать ее примеру буквально — из сказки Андерсена нельзя извлечь рецептов. Можно сказать: «Делай то‐то и получишь определенный результат», но нельзя сказать: «Делай вот это и будешь счастлив». Так что в это андерсеновское пространство любви маршрут у каждого свой. Кому‐то ради пресловутого счастья приходится и лошадку поменять на мешок гнилых яблок. Потому что: «Правда — хорошо, а счастье лучше».

12 ноября 2014 г.

Фотоальбом спектакля «Хороший характер» 2014 г.

Контактная информация:
телефоны:
+7 495 593-13-67, +7 495 593-32-79.